Майтрейя (Красный Всадник) Серия картин Николая Рериха В октябре 1925 года Н. Рерих пишет в экспедиционном дневнике: «Задумана серия картин "Майтрейя"». И спустя месяц: «Серия "Майтрейя" сложилась из семи частей: 1. Шамбала идет. 2. Конь счастья. 3. Твердыня стен. 4. Знамя грядущего. 5. Мощь пещер. 6. Шепоты пустыни. 7. Майтрейя Победитель». Возможно, что непосредственным побудительным импульсом для создания полотен явилась старинная тибетская танка «Красный Всадник», подаренная Рерихам в Ладаке в 1925 году и вероятно поэтому художник именовал так впоследствии и всю серию. Сюжет танки почти полностью, за исключением деталей, лег в основу первой картины серии «Шамбала идет», местонахождение которой ныне неизвестно. Однако представление о ней может дать картина «Великий Всадник» с тем же сюжетом, написанная и подаренная Монгольскому правительству в 1927 году. Серия «Майтрейя» объединяет прошлое, настоящее и будущее народов Центральной Азии, являя удивительный сплав реальности и мифа. В конкретные пейзажные мотивы своеобразной тибетской природы, в жанровые сцены органично вплетена мифологическая канва: образы и знамения, связанные с мифами и легендами Востока о Заповедной Шамбале, Обители Учителей высшего знания, и о Будде грядущего - Майтрейе. Эти древние сказания Рерих связывает с «идеями о новой эре, вооруженной мощными силами космических энергий». Каждую картину можно сопроводить выдержками из путевого дневника художника, придающими изображенному особую жизненную убедительность. «Пройдя четыре снеговых перевала, уже в пустынном нагорье, мы опять увидели картину будущего. В долине, окруженной высокими острыми скалами, сошлися и остановились на ночь три каравана. При закате я заметил необычную группу. На высоком камне была помещена многоцветная тибетская картина, перед нею сидела тесная группа людей в глубоком почтительном молчании. Лама в красных одеждах и в желтой шапке, с палкою в руке что-то указывал зрителям на картине и ритмично сказывал объяснения. Подойдя, мы увидели знакомую нам танку Шамбалы. Лама пел о бесчислен¬ных сокровищах Владыки Шамбалы, о Его чудесном перстне, обладающем великими силами. Далее, указывая на битву Ригден-Джапо, лама говорил, как без милости погибнут все злые существа перед мощью справедливого Владыки...», - записал Н. Рерих в путевых заметках. Так появилось полотно «Знамя грядущего». На краю пустыни, окруженной горами, расположилась группа тибетцев возле камня с танкой. Люди завороженно внимают ламе, повествующем о Заповедной стране и ее Владыке. Звонкое молчание пустыни усиливает сокровенную значимость происходящего. Напряженный цветовой регистр пронзительно-синих гор и неба с белыми облаками «гасится» янтарным золотом песков, чтобы вновь в полную силу возродиться в живописном строе танки - идейно-смысловом центре полотна. Напряженное ожидание чуда — прихода Будды грядущего получает фантастическое разрешение в заключительной картине серии «Майтрейя Победитель»: над вершинами гор в огненном небе мчится на коне Благословенный Владыка Шамбалы — Ригден-Джапо, ведя свое воинство на последнюю битву с силами тьмы. Так распространенная по бескрайним просторам Азии легенда о Новой Эре обретает зримое реальное воплощение. Сложный философский замысел серии определил особенности изобразительной манеры художника. Художник использует метод совмещения пространственно-временных уровней, где разные планы бытия соприкасаются и взаимодействуют друг с другом (видимый мир с невидимым, физический с духовным). Некоторая отстраненность Мастера от обыденности позволяет взглянуть на происходящее как бы из иных сфер бытия. Этому способствует и особый композиционный прием. Действие на картинах Рериха начинается со второго плана, сразу вводя зрителя в структурно-образную ткань полотна. Исключительно важную роль играет колорит. Построенный на контрастах холодных (сине-фиолетовых) и теплых (золотисто-коричневых) тонов, он передает суровую красоту и величие горного мира. Эта насыщенная цветовая гамма в сочетании с динамикой рисунка рождает состояние торжественности и вместе с тем с