Онгоны это родовые предки — покровители бурят, хозяева местности или племенные божества. Онгонов уважали, поклонялись им, угощали,старались не сердить. Выглядели онгоны по-разному. Дух предка мог войти в смешную куколку, сшитую из тряпочек. Это могло быть полешко с едва намеченными чертами лица. Могла быть связка шкурок. Мог быть просто рисунок. Иногда онгоны вывешивались на видное место, чтобы отпугивать злых духов. Иногда они бережно прятались от чужих глаз в сундук и. Онгон мог защищать одну семью, например, как образ давно умершего прапрадедушки. Онгон мог защищать скот, например, хозяин козы Ямаани эжин у эхиритов. Онгон мог защищать реку, например, хозяин реки Иркута Эмнэг Сагаан ноён. Другой онгон способствовал удачной охоте или рыбалке. Третий способствовал
рождению здоровых детей. Вожди племен после смерти иногда становились онгонами. Сильный шаман мог стать онгоном. Иногда и имя терялось, но оставались память и уважение, его мистический образ. Каждому онгону соответствуют строго определённые ритуалы обращений к нему, призывов и пожертвований. Они настолько многообразны и сложны, что кажется, просто невероятной способность шамана запомнить всё. С приходом буддизма некоторые онгоны были забыты, но все равно буряты духам предков и местностей поклоняются, их чтут, им приносят жертвы. Даже сами ламы рекомендуют буря- там проводить молебны своим онгонам, некоторым из них посвящены буддийские молитвы.